Сайт муниципального образования
села Обильного
Георгиевского района Ставропольского края

Об утверждении программы обучения населения села Обильного Георгиевского района Ставропольского края в области безопасности жизнедеятельности на 2014 год

19 от 22.01.2014

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛА ОБИЛЬНОГО

ГЕОРГИЕВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

22 января 2014 г.                             с. Обильное                                          № 19

 

Об утверждении программы обучения населения села Обильного Георгиевского района Ставропольского края в области безопасности жизнедеятельности на 2014 год  

        

 

        

В соответствии с требованиями Федеральных законов от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлений Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 02 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении  Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», приказов и организационно-методических указаний Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,    на основании Устава муниципального образования села Обильного Георгиевского района Ставропольского края, администрация села Обильного Георгиевского района  Ставропольского края  

                                                                                                  

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      

1. Утвердить Программы обучения населения села Обильного Георгиевского района Ставропольского края в области безопасности жизнедеятельности на 2014 год. 

2.  Планирование мероприятий гражданской обороны на территории муниципального образования села Обильного Георгиевского района Ставропольского края осуществлять в соответствии  с законодательством Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты населения, методическими рекомендациями по планированию мероприятий гражданской обороны и защиты населения главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации, с учетом особенностей муниципального образования села Обильного Георгиевского района  Ставропольского края.

3. Контроль за выполнением  настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации села Обильного  Шевченко Т.Д.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и  подлежит обнародованию.         

 

 

Глава села Обильного

Георгиевского района

Ставропольского края                                                               В.М. Китаев                                        

 

ПРОГРАММЫ

ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

СЕЛА ОБИЛЬНОГО ГЕОРГИЕВСКОГО РАЙОНА

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА 2014  ГОД

с. Обильное

2014

В «Программах обучения населения села Обильного Георгиевского района Ставропольского края в области безопасности жизнедеятельности» Программы изложены организация и методика обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и муниципального  звена Ставропольской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, входящих в состав сил гражданской обороны, работающего населения организаций  и предприятий всех форм собственности на территории муниципального образования села Обильного  и населения незанятого в сфере производства и обслуживания. Кроме этого в программах определены требования к уровню знаний, умений и навыков соответствующих групп населения, прошедших обучение, дан перечень тем занятий и раскрыто их содержание, а также указано количество часов, рекомендуемое для изучения тем.

Данная Программа составлена в соответствии с Программой обучения населения Ставропольского края в области безопасности жизнедеятельности, утвержденной Губернатором Ставропольского края 20 декабря 2013 года и согласованной с начальником главного управления МЧС России по Ставропольскому краю А.Н.Иваницким.

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Наименование тем

стр.

1.

 

Программа обучения работающего населения

 в области  в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

4

 

1.Пояснительная записка     

4

 

2.Требования к уровню освоения курса обучения  

6

 

3.Учебно-тематический план

7

 

4.Содержание тем занятий

8

 

5.Учебно-методическое обеспечение курса обучения

11

2.

Программа   обучения   личного   состава

 нештатных аварийно-спасательных формирований        

12

 

1.Пояснительная записка     

12

 

2.Требования к уровню освоения курса обучения  

15

 

3.Учебно-тематический план

16

 

4.Содержание тем занятий

18

 

5.Учебно-методическое обеспечение курса обучения

23

3.

Программа подготовки неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

25

 

1.Общие положения   

25

 

2.Организация обучения     

25

 

3.Тематика и расчет учебных занятий

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            

 

 

 

 

                                                                       

                                                                                         

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                           Глава села Обильного

                                                                                           Георгиевского  района

                                                                                           Ставропольского края

                                                                                           В.М. Китаев

 

 

Программа

обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

 

1. Пояснительная записка

 

Обучение работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – в области ГО и ЧС) организуется в соответствии с требованиями федеральных законов «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлений Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», приказов и организационно-методических указаний Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления и организаций и осуществляется по месту работы.

Основная цель обучения – повышение готовности работающего населения к умелым и адекватным действиям в условиях угрозы и возникновения опасностей при чрезвычайных ситуациях, ведении военных действий или вследствие этих действий.

Предлагаемая Программа обучения работающего населения в области ГО и ЧС  определяет организацию и порядок обязательного обучения муниципальных служащих, рабочих и служащих учреждений, предприятий и организаций независимо от их организационно правовых форм и форм собственности (далее именуются – работники организаций). В ней определены требования к уровню знаний и умений работников организаций, прошедших обучение, дан перечень тем занятий и раскрыто их содержание, а также указано количество часов, рекомендуемое для изучения тем.

Обучение всех работников организации по данной Программе проводится ежегодно. Ответственность за организацию обучения работников организаций возлагается на руководителей организаций.

Организации на основе данной Программы и с учётом указаний федеральных органов исполнительной власти по подготовке работников подведомственных им организаций, указаний органов исполнительной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления по подготовке работников всех организаций, дислоцирующихся в пределах территории муниципального образования села Обильного , а также особенностей своей деятельности, разрабатывают и утверждают программу обучения работников организации в области ГО и защиты от ЧС.

Руководителям организаций при разработке рабочих программ обучения предоставляется право с учетом местных условий специфики деятельности организации, особенностей и степени подготовленности обучаемых, а также других факторов корректировать расчет времени, отводимого на изучение отдельных тем учебно-тематического плана Программы, их содержание, а также уточнять формы и методы проведения занятий без сокращения общего количества часов, предусмотренного на освоение настоящей Программы.

Занятия по темам 4-6 проводятся в обстановке повседневной трудовой деятельности. Они должны прививать навыки действий работникам по сигналам оповещения и выполнению мероприятий защиты в условиях исполнения ими своих должностных обязанностей.

При проведении практических занятий теоретический материал,  необходимый для правильного понимания и выполнения практических приемов и действий, рассматривается путем рассказа или опроса обучаемых в минимальном объеме.

Программа определяет базовое содержание подготовки работающего населения в области ГО и ЧС и рассчитана на 19 часов учебного времени в течение календарного года.

Знания и умения, полученные при освоении тем Программы, совершенствуются в ходе участия работников организации в тренировках и комплексных учениях по ГО и защите от ЧС.

В ходе проведения занятий постоянное внимание должно уделяться психологической подготовке обучаемых, выработке у них уверенности в надежности и эффективности мероприятий гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, воспитанию стойкости, готовности выполнять должностные обязанности в сложной обстановке возможных опасностей, при высокой организованности и дисциплине.

Контроль за качеством усвоения учебного материала работающим населением в области ГО и ЧС проводит руководитель занятия путем опроса обучаемых перед началом и в ходе занятия.

Занятия организуются по решению руководителя организации, как правило, ежемесячно в течение года, исключая месяцы массовых отпусков работников организаций, и проводятся в рабочее время.

Для проведения занятий приказом руководителя организации создаются учебные группы по структурным подразделениям органов власти и органов местного самоуправления, учреждениям и организациям и назначаются руководители занятий по ГО и ЧС.

Занятия проводятся руководителями занятий по ГО и ЧС, а также руководящим составом, инженерно-техническими работниками, членами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ПБ), руководителями и сотрудниками органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, а также другими подготовленными лицами. Занятия по правилам оказания первой помощи и ухода за больными проводятся с привлечением соответствующих специалистов.

Руководители занятий по ГО и ЧС должны в первый год назначения, а в дальнейшем не реже 1 раза в 5 лет, пройти подготовку в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям государственного казенного учреждения «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края» или на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

Руководящий состав администрации села Обильного и организаций обязан оказывать организационную, техническую и методическую помощь руководителям занятий по ГО и ЧС и осуществлять постоянный контроль за подготовкой и проведением занятий, о чем делать соответствующие записи в журнале учета занятий.

 

2. Требования к уровню освоения курса обучения

 

В результате прохождения курса обучения работники организаций должны:

знать:

опасности для населения, присущие чрезвычайным ситуациям, характерным для территории проживания и работы, а также возникающие при военных действиях и вследствие этих действий, и возможные способы защиты от них работников организации;

сигналы оповещения об опасностях и порядок действия по ним;

правила безопасного поведения в быту;

основные принципы, средства и способы защиты от опасностей чрезвычайных ситуаций и военного времени, свои обязанности и правила поведения при возникновении опасностей, а также ответственность за их не выполнение;

правила применения средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) и порядок их получения;

место расположения средств коллективной защиты и порядок укрытия в них работников организации, правила поведения в защитных сооружениях;

основные требования пожарной безопасности на рабочем месте и в быту;

уметь:

практически выполнять основные мероприятия защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в случае пожара;

четко действовать по сигналам оповещения;

адекватно действовать при угрозе и возникновении негативных и опасных факторов бытового характера;

пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;

проводить частичную санитарную обработку, а также, в зависимости от профессиональных обязанностей, дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию сооружений, территории, техники, одежды и СИЗ;

оказывать первую помощь в неотложных ситуациях.

 

3. Учебно-тематический план

 

Программа обучения: работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Цель обучения: повышение готовности работающего населения к умелым и адекватным действиям в условиях угрозы и возникновения опасностей при чрезвычайных ситуациях, ведении военных действий или вследствие этих действий.

Категория обучаемых: работники организации.

Продолжительность обучения: 19 учебных часов.

Форма обучения: в обстановке повседневной трудовой деятельности.

Режим занятий: определяет руководитель организации.

 

№№ тем

Наименование тем

Вид занятия

Кол-во часов

1

Чрезвычайные ситуации, характерные для муниципального образования села Обильного, присущие им опасности для населения и возможные способы защиты от них работников организации

Беседа[1]

2

2

Сигналы оповещения об опасностях, порядок их доведения до населения и действия по ним работников организаций

Беседа

 

1

3

Средства коллективной и индивидуальной защиты работников организаций, а также первичные средства пожаротушения, имеющиеся в организации. Порядок и правила их применения и использования

Практическое занятие

2

4

Действия работников организаций по предупреждению аварий, катастроф и пожаров на территории организации и в случае их возникновения

Практическое занятие

3

5

Действия работников организаций при угрозе и возникновении на территории региона (муниципального образования) чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера

Практическое занятие

3

6

Действия работников организаций при угрозе террористического акта на территории организации и в случае его совершения

Практическое занятие

3

7

Способы предупреждения негативных и опасных факторов бытового характера и порядок действий в случае их возникновения

Семинар

2

8

Правила и порядок оказания первой помощи себе и пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и ЧС. Основы ухода за больными

Практическое занятие

3

 

Итого:

 

19

 

4. Содержание тем занятий

 

Тема 1. Чрезвычайные ситуации, характерные для муниципального образования села Обильного, присущие им опасности для населения и возможные способы защиты от них работников организации.

Понятие о ЧС. Их классификация по виду и масштабу.

ЧС природного характера, характерные для региона, присущие им опасности и возможные последствия. Наиболее приемлемые способы защиты населения при возникновении данных ЧС. Порядок действий работников организаций в случаях угрозы и возникновения ЧС природного характера при нахождении их на рабочем месте, дома, на открытой местности.

Потенциально опасные объекты, расположенные на территории муниципального образования села Обильного, и возможные ЧС техногенного характера при авариях и катастрофах на них. Возможные способы защиты работников организаций при возникновении данных ЧС.

Опасности военного характера и присущие им особенности. Действия работников организаций при возникновении опасностей военного характера.

Права и обязанности граждан в области ГО и защиты от ЧС. Ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов в области ГО и защиты от ЧС.

Тема 2. Сигналы оповещения об опасностях, порядок их доведения до населения и действия по ним работников организаций.

Сигнал «Внимание всем», его предназначение и способы доведения до населения. Действия работников организаций при его получении в различных условиях обстановки.

Возможные тексты информационных сообщений о ЧС и порядок действий работников организаций по ним.

Другие сигналы оповещения, их назначение, возможные способы доведения и действия работников организаций  по ним.

Тема 3. Средства коллективной и индивидуальной защиты работников организаций, а также первичные средства пожаротушения, имеющиеся в организации. Порядок и правила их применения и использования.

Виды, назначение и правила пользования имеющимися в организации средствами коллективной и индивидуальной защиты. Действия работников при получении, проверке, применении и хранении средств индивидуальной защиты.

Практическое изготовление и применение подручных средств защиты органов дыхания.

Действия при укрытии работников организаций в защитных сооружениях. Меры безопасности при нахождении в защитных сооружениях.

Первичные средства пожаротушения и их расположение. Действия при их применении.

Тема 4. Действия работников организаций по предупреждению аварий, катастроф и пожаров на территории организации и в случае их возникновения.

Основные требования охраны труда и соблюдение техники безопасности на рабочем месте.

Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте.

Действия при обнаружении задымления и возгорания, а также по сигналам оповещения о пожаре, аварии и катастрофе на производстве.

Тема 5. Действия работников организаций при угрозе и возникновении на территории  муниципального образования села Обильного чрезвычайных ситуаций природного, техногенного  и биолого-социального характера.

Мероприятия, которые необходимо выполнить при угрозе возникновения ЧС. Действия по сигналу «Внимание всем» и информационным сообщениям. Что необходимо иметь с собой при объявлении эвакуации.

Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях геофизического и геологического характера (землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, обвалы, лавины и др.), во время и после их возникновения.

Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и пр.), во время их возникновения и после окончания.

Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях гидрологического характера (наводнения, паводки, цунами и др.), во время их возникновения и после окончания.

Действия работников по предупреждению и при возникновении лесных и торфяных пожаров. Меры безопасности при привлечении работников к борьбе с лесными пожарами.

Повышение защитных свойств помещений от проникновения радиоактивных, отравляющих и химически опасных веществ при ЧС техногенного характера.

Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации. Принципы и способы эвакуации. Порядок проведения эвакуации.

Действия работников, оказавшихся в местах ЧС биолого-социального характера, связанных с физическим насилием (разбой, погромы, бандитизм, драки) и большим скоплением людей (массовые беспорядки и др.).

Тема 6. Действия работников организаций при угрозе террористического акта на территории организации и в случае его совершения.

Признаки, указывающие на возможность наличия взрывного устройства, и действия при обнаружении предметов, похожих на взрывное устройство. Действия при получении по телефону сообщения об угрозе террористического характера. Правила обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера. Действия при захвате в заложники и при освобождении.

Правила и порядок действий работников организаций при угрозе или совершении террористического акта на территории организации.

Тема 7. Способы предупреждения негативных и опасных факторов бытового характера и порядок действий в случае их возникновения.

Возможные негативные и опасные факторы бытового характера и меры по их предупреждению.

Правила обращения с бытовыми приборами и электроинструментом.

Действия при бытовых отравлениях, укусе животными и насекомыми.

Правила содержания домашних животных и поведения с ними на улице.

Правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе.

Способы предотвращения и преодоления паники и панических настроений в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Тема 8. Правила и порядок оказания первой помощи себе и пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и ЧС. Основы ухода за больными.

Основные правила оказания первой помощи в неотложных ситуациях.

Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения. Виды повязок. Правила и приемы наложения повязок на раны.

Практическое наложение повязок.

Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших.

Первая помощь при ушибах, вывихах, химических и термических ожогах, отравлениях, обморожениях, обмороке, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах.

Правила оказания помощи утопающему.

Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Практическая тренировка по проведению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Основы ухода за больными (гигиена комнаты и постели больного; способы смены белья, подгузников; методика измерения температуры, артериального давления; методика наложения повязок, пластырей, компрессов, горчичников, шин, бандажей; основы сочетания лекарственных средств и диет).

Возможный состав домашней медицинской аптечки.

 

5. Учебно-методическое обеспечение курса обучения

 

5.1 Список литературы

  1. Федеральные законы от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 12 февраля 1998 г. № 28-Ф3 «О гражданской обороне», от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».
  2. Постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 4 сентября 2003 г. № 547 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации 2 ноября 2000 г. за № 841.
  3. Перевощиков В.Я. и др. Обучение работников организаций и других групп населения в области ГО и защиты от ЧС. – М.: ИРБ, 2011. – 471 с.
  4. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие/В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное. – М.: Высшая школа, 2007.
  5. Крючек Н.А., Латчук В.Н. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебно-методическое пособие для проведения занятий с населением / Под общ. ред. Г.Н. Кирилова. – М.: НЦ ЭНАС, 2005. – 152 с.
  6. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и классификация. – М.: Военные знания.
  7. Курс лекций и методические разработки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций для обучения работников организаций и других групп населения / Под общ. ред. Н.А. Крючка. – М.: Институт риска и безопасности, 2011. – 471 с.

 

5.2. Средства обеспечения курса обучения

1. Плакатная и стендовая продукция по вопросам гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3. Учебные видеофильмы по вопросам гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

 

Программа обучения личного состава

нештатных аварийно-спасательных формирований

1. Пояснительная записка

 

Нештатные аварийно-спасательные формирования (далее – НАСФ) создаются из числа своих работников организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. НАСФ могут также создаваться и другими организациями.

Подготовка НАСФ организуется и осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне», от 22 августа 1995 г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», постановлений Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», от 2 ноября 2000г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», ежегодных организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организационно-методических указаний по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также нормативных правовых актов Ставропольского края,  Георгиевского муниципального района администрации села Обильного.

Подготовка НАСФ включает:

повышение квалификации руководителей НАСФ по Программе обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям государственного казенного учреждения «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края» и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;

получение личным составом НАСФ знаний в ходе усвоения программы обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС;

первоначальную подготовку личного состава НАСФ по соответствующим программам подготовки спасателей в учебных центрах и иных образовательных учреждениях и их аттестацию в соответствии с требованиями Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1091;

обучение личного состава НАСФ в организации по учебной программе, разработанной в соответствии с требованиями настоящей Программы;

участие НАСФ в учениях, тренировках и соревнованиях, а также практических мероприятиях по ликвидации последствий аварий и катастроф.

Настоящая Программа предназначена для обучения личного состава НАСФ умелым, слаженным и наиболее эффективным приемам и способам коллективных действий при приведении формирований в готовность, проведении ими аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий и чрезвычайных ситуациях, для совершенствования его умений и навыков в применении техники, инструментов, приборов и принадлежностей, состоящих на оснащении НАСФ, а также получения личным составом знаний и умений по соблюдению мер безопасности.

Обучение личного состава НАСФ по учебным программам, разработанным в соответствии с требованиями настоящей Программы, планируется и проводится в межаттестационный период в организациях, создающих НАСФ, в рабочее время в объеме не менее 20 часов.

Настоящая  Программа построена по модульному принципу. Она включает модуль базовой подготовки и модуль специальной подготовки.

Подготовка личного состава НАСФ по модулю базовой подготовки должна обеспечить:

уяснение личным составом предназначения и решаемых задач НАСФ с учетом возможной обстановки, возникающей при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

отработку слаженных действий личного состава НАСФ при приведении в готовность и подготовку формирования к выполнению задач по предназначению;

организованные и слаженные действия личного состава НАСФ при выдвижение в район выполнения задач;

соблюдение мер безопасности при использовании техники, оборудования, снаряжения, инструментов, находящихся на оснащении НАСФ;

отработку приемов и способов выполнения задач в условиях заражения (загрязнения) местности радиоактивными, отравляющими, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами, а также применение приборов радиационной и химической разведки и контроля;

совершенствование навыков в выполнении приемов и действий в соответствии со специальностью при проведении АСДНР в очагах поражения;

отработку действий личного состава НАСФ при проведении специальной обработки.

Темы модуля базовой подготовки личного состава НАСФ отрабатываются в полном объеме (не менее 14 часов) всеми видами формирований.

Подготовка личного состава НАСФ по модулю специальной подготовки (модуль 2) должна обеспечить слаженные действия личного состава при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зависимости от предназначения формирования.

Модуль специальной подготовки НАСФ содержит рекомендуемые темы подготовки, которые отрабатываются с учетом предназначения НАСФ, создаваемых в соответствии со ст. 13 Порядка создания НАСФ, утвержденного приказом МЧС России от 23.12.2005 г. № 999 и зарегистрированного в Минюсте России 19.01.2006 г. за № 7383. На их отработку отводится не менее 6 часов. В состав модуля 2 может включаться одна или несколько рекомендуемых тем, исходя из задач, возлагаемых на создаваемое НАСФ. В случае необходимости темы специальной подготовки могут определяться руководителями организаций, создающими НАСФ, по согласованию с руководителем органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления.

Использование модульного принципа позволяет при разработке рабочей программы определить темы специальной подготовки и выделить количество часов для их отработки с учетом предназначения конкретного НАСФ и степени подготовки личного состава.

Основным методом проведения занятий с личным составом НАСФ является практическая тренировка.

Теоретический материал излагается путем рассказа или объяснения в минимальном объеме, необходимом для правильного и четкого выполнения обучаемым практических приемов и действий.

Практические и тактико-специальные занятия с личным составом НАСФ организуют и проводят руководители формирований, а на учебных местах – командиры структурных подразделений НАСФ (постов, групп, звеньев, команд).

Занятия с личным составом НАСФ проводятся в учебных городках, на натурных участках или на объектах организации.

На тактико-специальные занятия НАСФ выводятся в штатном составе с необходимым количеством техники, приборов, инструментов и принадлежностей. Весь личный состав на занятиях должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты.

Руководителям организаций, создающих НАСФ, разрешается, исходя из местных условий, специфики деятельности организации, уровня подготовки личного состава НАСФ, уточнять содержание тем и время на их изучение, а также вводить новые темы без уменьшения общего времени на подготовку.

Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также при применении других технологий и специального снаряжения.

 

 

2. Требования к уровню освоения курса обучения

 

Личный состав НАСФ, прошедший обучение в соответствии с настоящей                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Программой, должен:

знать:

возможную обстановку в зоне ответственности НАСФ, возникающую при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

способы защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

предназначение формирования и свои функциональные обязанности;

производственные и технологические особенности организации, характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ, вытекающих из содержания паспорта безопасности объекта;

порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность;

место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения аварийно-спасательных работ;

назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении формирования;

организацию и порядок проведения специальной обработки;

порядок оказания первой помощи пострадавшим и эвакуации их в безопасные места;

меры безопасности при действиях в зоне радиоактивного загрязнения, химического заражения и массовых инфекционных заболеваний, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

уметь:

выполнять функциональные обязанности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, обусловленные спецификой предназначения формирования;

поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять специальные технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы;

проводить санитарную обработку, дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию техники, сооружений, территорий, снаряжения, одежды и средств индивидуальной защиты;

пользоваться штатными средствами связи.

 

3. Учебно-тематический план

 

Программа обучения: личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований.

Цель обучения: поддержание НАСФ в готовности к выполнению задач по предназначению, а также получение личным составом НАСФ знаний, умений и навыков для действий при приведении в готовность, выдвижении в район выполнении задач, проведении АСДНР с соблюдением мер безопасности.

Категория обучаемых: работники организации, входящие в НАСФ.

Продолжительность обучения: 20 учебных часов.

Форма обучения: с отрывом от трудовой деятельности.

Режим занятий: определяет руководитель организации.

 

Модуль базовой подготовки

п/п

Наименование тем

Вид занятия

Кол-во часов

1

Нормативные правые основы функционирования НАСФ. Характеристика возможной обстановки в зоне ответственности НАСФ, возникающей при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и возможные решаемые задачи НАСФ

Беседа

1

2

Действия личного состава при приведении НАСФ в готовность, выдвижении в район выполнения задач и  подготовке к выполнению задач

Тактико-специальное занятие

4

3

Правила использования специальной техники, оборудования, снаряжения, инструмента и материалов, находящихся на оснащении НАСФ. Меры безопасности при выполнении задач по предназначению

Практическое занятие

4

4

Приемы и способы выполнения задач, в т.ч. в условиях загрязнения (заражения) местности радиоактивными, отравляющими, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами. Применение приборов радиационной и химической разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения. Средства индивидуальной защиты. Действия личного состава НАСФ при проведении специальной обработки

Практическое занятие

4

5

Психологическая устойчивость сотрудников НАСФ при работе в зоне ЧС

Беседа

1

Итого:

 

14

 

Модуль специальной подготовки

п/п

Наименование тем

Вид занятия

Кол-во часов

1

Действия НАСФ при ведении радиационной, химической и биологической разведки и наблюдения

Тактико-специальное занятие

6

2

Действия НАСФ по ликвидации последствий аварии на химически опасном объекте

Тактико-специальное занятие

3

3

Действия НАСФ по ликвидации последствий аварии на радиационно опасном объекте

Тактико-специальное занятие

3

4

Действия НАСФ по выполнению противопожарных мероприятий на объекте. Порядок использования средств пожаротушения, состоящих на оснащении НАСФ

Практическое

занятие

2

5

Действия НАСФ по тушению пожаров в различных условиях обстановки

Тактико-специальное занятие

4

6

Действия НАСФ по ликвидации последствий аварии на радиационно, химически, взрыво- и пожароопасных объектах

Тактико-специальное занятие

3

7

Действия НАСФ по устройству проездов, обрушению неустойчивых зданий и конструкций, по вскрытию заваленных защитных сооружений

Тактико-специальное занятие

6

8

Действия НАСФ по разборке завалов

Тактико-специальное занятие

6

9

Действия НАСФ по проведению АСДНР при ЧС природного характера

Тактико-специальное занятие

3

10

Действия санитарной дружины, санитарного поста,  осуществляемые в целях медицинского обеспечения личного состава формирований, персонала объекта экономики и пострадавших

Тактико-специальное занятие

6

Форма проверки знаний: проверка знаний осуществляется в ходе проведения опроса или тестирования, а также в ходе проведения учений и тренировок по оценке действия формирования в целом. Проверку знаний личного состава НАСФ должны в обязательном порядке проводить руководитель занятия или командир НАСФ.

 

4. Содержание тем занятий

 

4.1. Содержание тем занятий, включенных в модуль базовой подготовки

Тема 1. Нормативные правые основы функционирования НАСФ. Характеристика возможной обстановки в зоне ответственности НАСФ, возникающей при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и возможные решаемые задачи НАСФ.

Нормативно-правовые основы создания, деятельности и оснащения НАСФ. Спасатели и их статус. Права, обязанности, аттестация и страховые гарантии спасателей НАСФ. Особенности привлечения НАСФ к ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Краткая характеристика возможной обстановки в зоне ответственности НАСФ при ведении боевых действий и возникновении ЧС.

Возможные разрушения зданий и сооружений.

Возможные последствия от воздействия вторичных факторов поражения.

Возможная радиационная, химическая, пожарная, медицинская и биологическая обстановка, образование зон катастрофического затопления.

Ориентировочный объем предстоящих АСДНР и решаемые задачи формирования при планомерном выполнении мероприятий гражданской обороны, при внезапном нападении противника, действиях диверсионных (террористических) групп, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Предназначение и состав НАСФ. Функциональные обязанности личного состава НАСФ.

 

Тема 2. Действия личного состава при приведении НАСФ в готовность, выдвижении в район выполнения задач и  подготовке к выполнению задач.

Понятие о готовности формирований, порядок их приведения в готовность. Обязанности личного состава при приведении в готовность, выдвижении и подготовке к выполнению задач.

Порядок оповещения, получения табельного имущества, подгонки средств индивидуальной защиты.

Порядок получения и приведения в готовность к использованию техники, имущества и инструмента, состоящего на оснащении формирования.

Порядок выдвижения в район сбора. Ознакомление с маршрутом и районом сбора.

Действия личного состава при практическом приведении формирований в готовность и выход в район сбора.

Тема 3. Правила использования специальной техники, оборудования, снаряжения, инструмента и материалов, находящихся на оснащении НАСФ. Меры безопасности при выполнении задач по предназначению.

Подготовка техники, приборов и инструмента к проведению АСДНР. Меры безопасности при использовании специальной техники, оборудования, снаряжения, инструмента и материалов, находящихся на оснащении НАСФ, а также порядок их обслуживания.

Мероприятия по обеспечению безопасности и защиты личного состава формирований при действиях в зонах разрушений, завалов, пожаров, заражения (загрязнения) и катастрофического затопления.

Меры безопасности при проведении АСДНР. Особенности выполнения задач при работе вблизи зданий и сооружений, угрожающих обвалом, в задымленных и загазованных помещениях, на электрических сетях, при тушении нефтепродуктов, при организации работ в зонах катастрофического затопления, в условиях плохой видимости.

Порядок и объемы оказания первой помощи пострадавшим в ходе выполнения задач. Порядок и способы эвакуации пострадавших в безопасные места.

Тема 4. Приемы и способы выполнения задач, в т.ч. в условиях загрязнения (заражения) местности радиоактивными, отравляющими, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами. Применение приборов радиационной и химической разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения. Средства индивидуальной защиты. Действия личного состава НАСФ при проведении специальной обработки.

Организация защиты личного состава формирований в ходе выполнения АСДНР. Особенности выполнения задач личным составом формирований в условиях загрязнения (заражения) местности радиоактивными, отравляющими, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами. Меры безопасности.

Подготовка и использование средств индивидуальной защиты.

Порядок подготовки приборов радиационной разведки к работе и проверка их работоспособности. Определение уровней радиации на местности и степени радиоактивного заражения различных поверхностей.

Порядок выдачи индивидуальных дозиметров и снятия показаний. Ведение журнала учета доз облучения личного состава.

Подготовка приборов химической разведки к работе, определение типа и концентрации отравляющих веществ (далее – ОВ) в воздухе, на местности, технике, в почве и сыпучих материалах. Особенности определения ОВ зимой.

Практическое применение средств индивидуальной защиты кожи и органов дыхания, выполнение нормативов.

Сущность и способы частичной и полной специальной обработки. Понятие о дезактивации, дегазации и дезинфекции; вещества и растворы, применяемые для этих целей.

Действия личного состава при проведении дезактивации, дегазации и дезинфекции техники, сооружений, приборов, средств защиты, одежды, обуви.

Меры безопасности при проведении дезактивации, дегазации и дезинфекции транспорта, сооружений и территорий, продуктов питания и воды, одежды, обуви, средств индивидуальной защиты.

Последовательность проведения частичной и полной санитарной обработки людей при заражении отравляющими и аварийно химически опасными веществами, биологическими средствами и радиоактивными веществами, применение табельных и подручных средств.

Порядок действий при обнаружении пострадавших, оказания первой помощи и транспортировки (сбора) в безопасное место.

Тема 5. Психологическая устойчивость сотрудников НАСФ при работе в зоне ЧС.

Понятие «Стресс». Виды стресса. Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс.

Возможные психические состояния л/с НАСФ при работе в зоне ЧС.

Экстренная допсихологическая помощь в зоне ЧС.

Система профилактики стрессовых состояний. Приемы и методы саморегуляции.

 

4.2. Содержание тем занятий, рекомендованных для включения в модуль специальной подготовки

Тема 1. Действия НАСФ при ведении радиационной, химической и биологической разведки и наблюдения.

Приведение приборов в готовность, их проверка, устранение простейших неисправностей. Проведение измерений.

Ведение мониторинга радиационной, химической и биологической обстановки на потенциально опасных объектах. Проведение замеров уровня радиации, концентрации химических веществ на объекте и окружающей территории. Границы зон заражения и загрязнения.

Осуществление дозиметрического контроля за облучением и заражением личного состава.

Действия НАСФ по контролю степени зараженности после проведения специальной обработки.

Взаимодействие формирования с силами, действующими в очаге поражения.

Меры безопасности.

Тема 2. Действия НАСФ по ликвидации последствий аварии на химически опасном объекте.

Соблюдение режима работы личного состава НАСФ в условиях химического заражения.

Действия НАСФ по ведению химической разведки.

Действия НАСФ по локализации пролива АХОВ способом обвалования, сбором жидкой фазы в ямах-ловушках, засыпкой сыпучими сорбентами, покрытием слоем пены, полимерными пленками и плавающими экранами, разбавлением АХОВ водой или нейтральными растворами.

Действия НАСФ по обеззараживанию (нейтрализации) парогазовой фазы (облака) или проливов АХОВ с использованием различных технологий.

Защита личного состава НАСФ при ведении АСДНР при авариях на химически опасном объекте.

Взаимодействие формирования с силами, действующими в очаге поражения.

Меры безопасности.

Тема 3. Действия НАСФ по ликвидации последствий аварии на радиационно опасном объекте.

Ведение радиационной разведки.

Подготовка приборов к работе и проверка работоспособности. Действия НАСФ по определению уровней радиации на местности и степени радиоактивного заражения различных поверхностей.

Действия личного состава НАСФ при эвакуации рабочих, служащих объекта и населения из зоны радиоактивного загрязнения, а также оказание первой помощи пострадавшим.

Действия личного состава НАСФ при проведении дезактивации территории и дорог.

Строительство могильников и захоронение радиоактивных обломков.

Проведение специальной обработки техники, приборов и инвентаря, использовавшихся в ходе ликвидации аварии, а также санитарной обработки личного состава с применением табельных и подручных средств.

Взаимодействие формирования с силами, действующими в очаге поражения.

Меры безопасности при выполнении задач на радиоактивно загрязненной местности. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности личного состава сил и персонала объекта (йодная профилактика, применение радиопротекторов).

Тема 4. Действия НАСФ по выполнению противопожарных мероприятий на объекте. Порядок использования средств пожаротушения, состоящих на оснащении НАСФ.

Требования пожарной безопасности на объекте.

Действия НАСФ по выполнению мероприятий в соответствии с Планом противопожарной защиты объекта.

Практическое развертывание и применение табельных средств пожаротушения, состоящих на оснащении НАСФ. Действия по использованию средств защиты (изолирующих противогазов, дыхательных аппаратов).

Меры безопасности.

Тема 5. Действия НАСФ по тушению пожаров в различных условиях обстановки.

Ведение пожарной разведки силами НАСФ.

Действия по локализации и тушению пожаров.

Спасение и эвакуация пострадавших из очага поражения, горящих, задымленных и загазованных зданий.

Отработка действий номеров боевого расчета в различных условиях обстановки.

Действия по тушению пожаров в условиях заражения радиоактивными, отравляющими, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами.

Действия по тушению пожаров в подземных сооружениях, на электростанциях и подстанциях, на транспорте, при наличии на объекте взрывчатых веществ.

Действия по тушению пожаров в условиях массового разлива нефтепродуктов.

Действия по тушению пожаров при авариях на магистральных газо- и нефтепроводах.

Взаимодействие формирования с силами, действующими в очаге поражения.

Меры безопасности.

Тема 6. Действия НАСФ по ликвидации последствий аварии на радиационно, химически, взрыво- и пожароопасных объектах.

Действия НАСФ по отключению поврежденных участков. Практические действия по ремонту поврежденных участков. Ремонт поврежденных участков, проведение других аварийных работ.

Действия НАСФ по ведению разведки и поиску пострадавших.

Действия НАСФ по спасению пострадавших, находящихся в завалах путем устройства галерей, растаскивания конструкций зданий, использования домкратов и средств малой механизации для разборки завалов сбоку, сверху, в наиболее доступных местах.

Особенности спасения людей, находящихся в загазованных, затопленных водой убежищах и укрытиях.

Действия НАСФ по оказанию первой помощи пострадавшим.

Взаимодействие формирования с силами, действующими в очаге поражения.

Меры безопасности.

 

Тема 7. Действия НАСФ по устройству проездов, обрушению неустойчивых зданий и конструкций, по вскрытию заваленных защитных сооружений.

Действия НАСФ по оборудованию проходов (проездов) в завалах.

Действия НАСФ по креплению и усилению конструкций.

Действия НАСФ по обрушению неустойчивых конструкций: ударной нагрузкой, канатной тягой, вручную с использованием различного инструмента, взрывным способом.

Вскрытие заваленных защитных сооружений, основные способы, последовательность выполнения работ. Обеспечение подачи воздуха в заваленное защитное сооружение. Расчистка завала над аварийными или основными выходами и вскрытие защитного сооружения. Вскрытие защитного сооружения путем отрывки приямка с наружной стены убежища или путем устройства прохода через смежные подвальные помещения. Вскрытие защитного сооружения путем устройства вертикальной или наклонной шахты с проходом под завалом и пробивкой проема в стене.

Взаимодействие формирования с силами, действующими в очаге поражения.

Меры безопасности.

Тема 8. Действия НАСФ по разборке завалов.

Разведка завалов, поврежденных и горящих зданий.

Действия НАСФ при разборке завала с использованием инженерной техники и средств малой механизации (пневматического, гидравлического инструмента и др.). Порядок выполнения работ.

Действия НАСФ по расчистке территории от обломков разрушенного здания.

Взаимодействие формирования с силами, действующими в очаге поражения.

Меры безопасности.

Тема 9. Действия НАСФ по проведению АСДНР при ЧС природного характера.

Возможная обстановка при разных видах ЧС природного характера, которые могут возникнуть в районе действия НАСФ[2].

Действия НАСФ по ведению разведки и поиску пострадавших.

Действия НАСФ по спасению пострадавших, находящихся на поверхности воды, выше уровня воды (на отдельных местных предметах), под водой, в разрушенных зданиях под завалами, под снегом.

Действия НАСФ по оказанию первой помощи пострадавшим.

Взаимодействие формирования с силами, действующими в очаге поражения.

Меры безопасности

Тема 10. Действия санитарной дружины, санитарного поста, осуществляемые в целях медицинского обеспечения личного состава формирований, персонала объекта экономики и пострадавших.

Оказание первой помощи пострадавшим. Эвакуация пострадавших в лечебные учреждения.

Ведение наблюдения за выполнением личным составом установленного режима работы, проведения санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий.

Действия медицинских формирований при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Организация работы медицинского пункта формирования на участке (объекте) работ.

Взаимодействие формирования с силами, действующими в очаге поражения.

 

5. Учебно-методическое обеспечение курса обучения

 

5.1 Список литературы

  1. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы: Основы организации и технологии ведения АСДНР с участием нештатных аварийно-спальных формирований / Под общ. ред. В.Я. Перевощикова. – М.: ИРБ, 2006.
  2. Методические рекомендации по ликвидации последствий радиационных и химических аварий / Под общ. ред. В.А Владимирова. – М.: ЗАО «Рекламно-издательская фирма «МТП – ИНВЕСТ», 2005.
  3. Методические рекомендации по созданию, подготовке и оснащению нештатных аварийно-спасательных формирований / Под общ. ред. В.А. Пучкова. – Москва, 2005. – 119 с.
  4. Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований: Методическое пособие / Под общ. ред. Г.Н. Кириллова. – М.: Институт риска и безопасности, 2012. – 384 с.
  5. Основы противохимической защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Монография / В.В. Батырев; МЧС России. – М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010. – 212 с.
  6. Аварийно-спасательные работы в условиях разрушенных зданий. Особенности технологии, организации и управления. Монография / С.П. Чумак; МЧС России. – М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010. – 232 с.
  7.  Петров С.В., Бубнов В.Г. Первая помощь в экстренных ситуациях. Практическое пособие. – Москва, 2000.
  8. Учебно-методическое пособие для проведения занятий с работающим населением в области ГО, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности на водных объектах / МЧС России, 2006 г.
  9. Александров В.Н., Емельянов В.И. Отравляющие вещества. – М.: Воениздат, 1990.
  10. Одинцов Л.Г., Чумак С.П., Виноградов А.Ю., Потапенко Ю.П., Медведев Г.Н. Технология ведения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций – Москва, 2011.
  11. Технические и специальные средства обеспечения гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: Практическое пособие / Под общ. ред. В.Я. Перевощикова. – М.: ИРБ, 2006.
  12. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Учебное пособие / Под общ. ред. Г.Н. Кириллова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИРБ, 2007.
  13. Подготовка и проведение учений и тренировок с нештатными аварийно-спасательными формированиями, работниками организаций и предприятий: Методические рекомендации и образцы документов / Под общ. ред. В.Я. Перевощикова. – 3-е изд. – М.: Институт риска и безопасности, 2010. – 302 с.
  14. Курс лекций и методические разработки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций для обучения работников организаций и других групп населения / Под общ. ред. Н.А. Крючка. – М.: Институт риска и безопасности, 2011. – 471 с.

 

5.2 Средства обеспечения курса обучения

  1. Плакаты.
  2. Мультимедийное, проекционное оборудование.
  3. Средства индивидуальной защиты.
  4. Специальная техника, оборудование, снаряжение и инструмент, состоящие на оснащении НАСФ.
  5. Специализированные учебные классы.
  6. Учебные городки и площадки.
  7. Тренажеры и тренажерные комплексы для работы с аварийно-спасательным инструментом, по оказанию первой помощи и др.

 


 

Программа

подготовки неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

 

1. Общие положения

 

Программа обучения неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Программа) является одним из элементов единой  системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного  характера.

 Программа определяет основы организации и порядок обязательного обучения неработающего населения в целях подготовки их к умелым действиям при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В Программе изложены методика обучения неработающего населения, тематика и расчет часов, определяющих базовое содержание подготовки, а также требования к уровню знаний, умений и навыков прошедшего обучение неработающего населения.

 

2. Организация обучения

 

Обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в соответствии с требованиями федеральных законов «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлений Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» от 2 ноября № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», приказов и распоряжений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, постановлений Губернатора Ставропольского края.

2. Программа определяет содержание подготовки неработающего населения, в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и рассчитана по объему на 14 часов.

3. Обучение населения проводится по месту их жительства.

4. Для проведения занятий могут создаваться учебные группы. Состав группы не должен превышать 20-25 человек. Для проведения практических занятий разрешается учебную группу делить на две или несколько подгрупп.

Занятия проводятся инструкторами учебно-консультационных пунктов, прошедшими обучение в УМЦ ГОЧС края и на курсах гражданской обороны муниципальных образований края.  Занятия по медицинским темам и по проблемам психологической подготовки могут проводить соответствующие специалисты. При организации обучения к проведению занятий может привлекаться преподавательский состав, работники структурных подразделений, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны других специалистов.

5. Занятия проводятся на собственной учебной  материальной базе учебно-консультационных пунктов. Они должны обеспечиваться необходимым имуществом и оборудованием, учебными и наглядными пособиями. При этом предпочтение отдается техническим средствам обучения, образцам средств защиты, измерительной аппаратуре. На занятиях следует проводить дискуссии, обучающие игры, использовать диапозитивы, учебные кинофильмы, видео- и аудиоматериалы.

6. Соответствующим руководителям предоставляется право с учетом местных физико-географических условий, особенностей контингента обучаемых, степени усвоения ранее изученных вопросов и других факторов корректировать расчет времени, отводимого на изучение отдельных тем программы, уточнять формы и методы проведения занятий, а также содержание, без сокращения общего количества часов, предусмотренных настоящей Программой. Эти изменения, а также разбивка тем на отдельные занятия должны найти отражение в программах, разрабатываемых для обучения неработающего населения.

7. Руководящий состав органов местного самоуправления и организаций должен оказывать организационную, техническую и методическую помощь инструкторам, осуществлять постоянный контроль подготовки и проведения занятий, о чем при проверках делать соответствующую запись в журнале учета занятий.

8. Ответственность за организацию обучения неработающего населения возлагается на главу села Обильного.

9. В результате обучения неработающее население должно

 

знать:

-  основные средства и способы защиты от аварийно химически опасных веществ, современных средств поражения, последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

-  порядок действий по сигналу «Внимание всем!» и другим речевым сообщениям органов управления ГО и ЧС на местах;

-  правила проведения эвакомероприятий в ЧС мирного и военного времени;

 

уметь:

-  пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты и изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания и кожи;

-  правильно действовать по сигналу «Внимание Всем!» и другим речевым сообщениям органов управления ГО и ЧС в условиях стихийных бедствий, аварий и катастроф;

-  оказывать само- и взаимопомощь при травмах, ожогах, отравлениях, поражении электрическим током и тепловом ударе;

-  защищать детей и обеспечивать безопасность при выполнении мероприятий ГО.

 

3.Тематика и расчет часов учебных занятий

№№ тем

Наименование тем

Вид занятия

Кол-во часов

1

Нормативно-правовое        регулирование        по подготовке к защите и по защите  населения, материальных    и    культурных    ценностей    от опасностей   военного   характера,   чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Лекция

1

2

Опасности, возникающие при ведении военных действий   или  вследствие  этих  действий,   при чрезвычайных ситуациях и пожарах. Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от них.

Лекция

2

3

Действия населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера

Практическое занятие

2

4

Действия населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, а также при угрозе и совершении террористических акций

Практическое занятие

3

5

Действия населения в условиях негативных и опасных факторов бытового характера

Семинар

2

6

Действия населения при пожаре

Практическое занятие

2

7

Оказание первой медицинской помощи. Основы ухода за больными.

Практическое занятие

2

 

Итого:

 

14

 

 

Специалист по  ГО и ЧС администрации

села Обильного Георгиевского района                                         Т.И. Китаева

                                                                  



[1]Беседа – это вопросно-ответный метод организации и осуществления процесса обучения работающего населения в области ГО и ЧС. Он представляет собой диалогический путь изложения и обсуждения учебной информации, когда содержание материала знакомо обучаемым или близко к их жизненной практике, но при этом их теоретическая подготовка не превышает среднего уровня

[2] Конкретный перечень ЧС природного характера определяется в рабочих программах

Дата создания материала: 25-02-2014. История изменений

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *